ДУМСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ
15 октября 2014
Почему депутаты все чаще игнорируют позицию федеральных министров?
Эксперты отмечают: влияние российского правительства на текущую политическую ситуацию ослабевает с каждым днем. Тренд почувствовали и депутаты: отрицательный отзыв кабинета министров уже не является гарантией того, что тот или иной законопроект будет отклонен. Опрошенные "НИ" политологи и парламентарии предсказывают усиление пикировки между исполнительной и законодательной ветвями власти.
На прошлой неделе в здании на Охотном Ряду произошло непривычное для отечественной практики государственного управления событие. Думское большинство при принятии в первом чтении так называемого "закона Ротенберга" о выплате компенсаций гражданам, чье имущество было арестовано за рубежом, отказалось прислушаться к мнению профильного министра. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев публично выступил категорически против документа, однако ни один из депутатов от "Единой России" не дрогнул фракция в полном составе проголосовала "за". Несмотря на столь же единодушное противоборство оппозиции, единороссам хватило мандатов для того, чтобы самостоятельно обеспечить законопроекту прохождение.
В минувший понедельник парламентарии продолжили обструкцию членов правительства. Критике депутатов подвергся министр финансов Антон Силуанов, который представлял проект бюджета на 2015-2017 годы. Комитет по бюджету и налогам предложил более детально посмотреть программу по сельскому хозяйству, а комитет по промышленной политике и вовсе отказался поддерживать разработанный документ.
То, что Госдума стала все чаще и чаще открыто оппонировать правительству, это факт, говорит в комментарии "НИ" заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Александр Бурков. Он отмечает, что это происходит несмотря на то, что думское большинство и правительство, которое возглавляет лидер "Единой России" Дмитрий Медведев, формально является "единым организмом". "Государство, разделившееся в самом себе, не устоит", делает неутешительный прогноз депутат.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин видит причину происходящего в том, что нынешнее российское правительство слишком слабо. "При его формировании не было очереди из кандидатов. Не все из тех, кому были предложены портфели, согласились занять посты, отметил Алексей Макаркин в беседе с корреспондентом "НИ". С правительством во главе с Владимиром Путиным было необходимо соглашаться. Мнение правительства Дмитрия Медведева уже не истина в последней инстанции".
Ревизия "завоеваний" экс-президента Дмитрия Медведева началась уже в 2012 году, напоминает политолог. Тогда депутаты возвратили в Уголовный кодекс статью о клевете, которая ранее была декриминализирована. Также парламентарии нивелировали самую известную инициативу нынешнего премьер-министра отмену перехода на "зимнее время".
В период с 2008-го по 2012 год прецедентов принятия Госдумой законов вопреки отзывам правительства не было. Однако за последнее время депутаты успели, вопреки сопротивлению всего Кабмина или профильных министров, принять закон о тотальном контроле за Интернетом и наложить табу на использование нецензурной лексики в СМИ. Можно еще вспомнить, какую негативную реакцию "народных избранников" вызвало несогласие министра образования Дмитрия Ливанова с "актом Димы Яковлева", которым в отместку за "закон Магнитского" запретили американцам усыновлять российских детей.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков придерживается мнения, что его коллеги по палате ведут борьбу не с правительством в целом, а с " системными либералами" в нем, пытающимися " тормозить законодательный бред " . Принятие же некоторых документов вопреки отрицательному отзыву правительства парламентарий склонен объяснять постоянно меняющей политической конъюнктурой. " Например, тот же " закон Ротенберга " правительство в июне не одобрило, однако затем ситуация изменилась " , сказал г-н Гудков "НИ".
Отметим, оба документа, сначала с отрицательным отзывом на законопроект, а затем с положительным, вышли из-под пера одного и того же чиновника вице-премьера Сергея Приходько. "В любом случае центр принятия решений находится не в Белом доме, а в администрации президента", уверен Дмитрий Гудков.
Аналогичного мнения придерживается и Алексей Макаркин: "Для депутатов авторитетом является только Кремль". "Фактически в России действуют два правительства, поделился с "НИ" своей оценкой доцент кафедры теории и практики государственного управления Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. Причем неофициальное в администрации президента куда влиятельнее чем то, которое возглавляет Дмитрий Медведев".
Ситуацию, когда российская нижняя палата открыто фрондирует кабинету министров, собеседник "НИ" считает странной, так как наша страна не является государством с парламентским типом правления. Однако подобное противостояние, как полагает г-н Кудюкин, может продолжаться сколько угодно долго и даже нарастать. Здесь достаточно вспомнить 90-е годы прошлого столетия.
Эксперт не исключает, что в случае ухудшения экономической ситуации в стране кабинет министров будет отправлен в отставку, а из Дмитрия Медведева "сделают мальчика для битья". Не случайно сегодня наиболее ожесточенной критике подвергается экономический блок правительства. "Но даже в случае смены правительства фактически ничего не изменится. Несмотря на общую антилиберальнную риторику, за финансы все также будут отвечать неолибералы", полагает Павел Кудюкин.
О перманентном прогнозировании отставки правительства говорит и Алексей Макаркин из Центра политических технологий. "Несмотря на то, что эти прогнозы пока не сбываются, все равно создается нервная политическая обстановка", уверен политолог. Неустойчивое положение нынешнего Кабмина в свою очередь провоцирует не слишком уважительное отношение к нему со стороны депутатского корпуса, предполагает г-н Макаркин.
Однако пока единственное, что может противопоставить Государственная Дума не слишком уважаемому ею правительству, это либо блокирование некоторых министерских инициатив, либо принятие своих законопроектов вопреки мнению Белого дома. Да и то только в том случае, если будет получена соответствующая санкция Кремля.
Влияние законодательного органа на кабинет министров, согласно российским законам, сильно ограничено. Депутаты лишь дают президенту свое согласие на назначение премьер-министра, однако это процедура, как показывает отечественная политическая традиция, почти всегда носит формальный характер. Напомним, Дмитрий Медведев приступил к формированию правительства в марте 2012-го, когда голосами 299 депутатов при необходимом минимуме в 226 был по предложению Владимира Путина утвержден премьером. Против кандидатуры изначально выступили члены фракций КПРФ и " СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".
Назначение же на конкретные министерские посты находится вне сферы полномочий нижней палаты парламента. Еще она может выразить недоверие всему правительству в целом, однако нынешний созыв Госдумы пойти на этот шаг, говорят опрошенные "НИ" эксперты, без одобрения опять же главы государства позволить себе не может. Но " бодаться " с правительственными чиновниками, судя по всему, думским законодателям дозволено.
По материалам источников: Новые известия, Москва